О безопасности маршрутных такси, а в основном это
Газели, сегодня говорят чуть ли не каждую неделю, а повод — очередная
авария с тяжелыми последствиями. Нам это тоже далеко не безразлично, но
мы решили взглянуть на проблему с иного ракурса, а точнее — снизу. Речь
пойдет о шинах.
Надо ли еще раз повторять, в какой мере от них зависит активная безопасность?
Мы испытали девять комплектов шин «газелевской» размерности 185/75 R16C.
Почти
все шины в нашем списке имеют индекс AII Seasons, всесезонные. Это
понятно: большинство водителей Газелей — будь то пассажирская версия
или грузовичок — не утруждают себя сезонной сменой шин. Зря, конечно.
Но такова действительность. Поэтому в программу испытаний наряду с
«асфальтовыми» упражнениями мы включили и зимние тесты на специально
подготовленных снежных и ледяных трассах.
Все шины —
отечественного производства (к ним мы традиционно относим и украинские
шины БЦ-24), все — с индексами грузоподъемности 104/102. Почему через
дробь? Потому что такие шины используются как в «односкатном», так и в
«двускатном» вариантах — на задней оси той же Газели ставят по две шины
с каждой стороны. Первый индекс (104) говорит о том, что допустимая
нагрузка на одиночную шину составляет 900 кг, а второй (102) — что в
спаренном виде та же шина выдерживает нагрузку до 850 кг. В сумме
получается, что шесть шин способны выдержать 5200 кг. С запасом: ведь
полная масса Газелей — 3500 кг.
А вот индексы скорости
разные. У шин Кама-301, БЦ-24 Rosava, VS-22 Voltyre это «N» (140 км/ч),
у покрышек Matador MPS 115, выпускаемых СП Матадор-Омскшина, это «P»
(150 км/ч), на боковинах остальных (К-156 Amtel Cargo AS, К-170
Barguzin, 31В Voronezh Start, VL-54 Voltyre и A-12 Forward
Professional) стоит литера «Q», позволяющая разгоняться до 160 км/ч.
Мы закупили по семь шин каждой модели (шесть шин — для дорожных тестов
и одна — для стендовых испытаний) и отправились на Дмитровский
автополигон. Бортируем, качаем, балансируем, готовим автомобиль... А
автомобиль — из тех самых 13-местных маршруток ГАЗ-322132, на которых
все мы не раз ездили от метро до дома или до работы.
Начинаем со снежно-ледяных тестов. По сравнению с тестами зимних шин
программа урезана до пяти видов испытаний: разгон и торможение на льду,
то же — на снегу плюс экспертная оценка управляемости на извилистой
кольцевой трассе длиной 1400 метров.
Хотя с 2004 года все
маршрутки Газель серийно оснащаются АБС, наша машина была
«дореформенной» — еще без системы. Впрочем, на результаты испытаний шин
это не повлияло: при замерах тормозного пути мы бы все равно отключили
АБС.
Поэтому разгоняться и тормозить будем «в пол». И,
конечно, после двух-трех циклов замеров будем «тарировать» состояние
покрытия с помощью базовых шин, чтобы затем должным образом
скорректировать результаты.
В итоге выяснилось, что
минимальный тормозной путь со скорости 40 км/ч на льду Газель
демонстрирует на шинах VL-54, а максимальный — на шинах 31В. Ускоряется
лучше всего (мы измеряли путь, который проходит Газель за пять секунд
разгона с постоянной пробуксовкой) на шинах К-170, а хуже всего — на
шинах БЦ-24.
Повторяя замеры на укатанном снегу, мы
выяснили, что лучшими тормозными свойствами обладают шины A-12 Forward,
активнее других «гребут» на разгоне — VS-22 Voltyre. Четыре вида
испытаний — и четыре разных лидера. Хоть с аутсайдерами проще — на
снегу в тестах на разгон и торможение это шины БЦ-24. Точные результаты
мы приводим в виде диаграмм.
Теперь — сектор управляемости,
где опытный эксперт проходит кольцевую трассу с максимально возможной
скоростью, а затем выставляет субъективные оценки за удобство и
надежность управления.
Газель в заносе? Зрелище не для слабонервных! Хорошо, что в салоне не было пассажиров...
|
И на льду и на снегу — разгон с пробуксовкой |
Но именно езда «на пределе» и позволяет почувствовать разницу между
шинами. На одних наша маршрутка идет точно «по расписанию», на других
«опаздывает»: не в силах совладать с автомобилем, водитель допускает
ошибки — и нередко дело заканчивается разворотом. Взглянув на
результаты, вы легко оцените «график» движения по скользкой трассе.
Завершив зимнюю часть программы, переводим все цифры в оценки по
десятибалльной шкале, суммируем их с учетом весомости каждого
показателя — и приходим к выводу, что самые безопасные шины на зимней
дороге — К-170 Barguzin. Кстати, разработчики именно этих шин
поскромничали: на боковинах мы даже не нашли маркировки All Seasons, не
говоря о M+S. А вот на шинах БЦ-24 такая маркировка есть, но верить ей
не стоит — для зимней эксплуатации эти шины не годятся. А для летней?
Дождались, когда растаял снег, а температура поднялась до 20 градусов.
Если зимой наша маршрутка ходила порожняком, то перед летними тестами
мы загрузили в нее 800 кг балласта, что соответствует десяти пассажирам
средней комплекции.
Опять тормозим «в пол», но уже на
мокром асфальте и со скорости 80 км/ч. Здесь хорошие шины помогут
сократить тормозной путь на 4,5 метра по сравнению с
шинами-аутсайдерами. На сухом покрытии разница чуть меньше — 3,6 метра.
Управляемость. Здесь от водителя требуется смелость: и в повороте, и на
«переставке» Газель кренится так, что того и гляди завалится на бок! И
все же на предельной скорости в «мокром» повороте радиусом 35 метров
автомобиль скользит, а не падает. На шинах A-12 этот поворот удалось
пройти на скорости 64,5 км/ч, а самые «скользкие» в этом упражнении
покрышки К-156 не позволили разогнаться быстрее 59,4 км/ч.
Маневр «переставка», напомним, имитирует объезд внезапно возникшего
препятствия с максимально возможной скоростью. Этот маневр мы выполняли
уже на сухом асфальте — и шины здесь испытывали предельные боковые
нагрузки. Лучше всего в этих тяжелых условиях работают покрышки 31В —
на них удается объехать препятствие на скорости 82,2 км/ч. А вот на
шинах Кама-301 маневр был выполнен лишь на скорости 76,8 км/ч.
|
|
Велосипедное «пятое» колесо с регистрирующим устройством — пусть и архаичное, но вполне
точное средство измерений |
Одно
дело — из-за плохих шин «косить» вешки на полигоне, а другое —
оказаться в такой ситуации в плотном городском потоке или на горном
перевале... |
Влияние шин на
комфорт мы разбили на две компоненты — плавность хода и шум. Если
плавности мы давали субъективную оценку, делая небольшой пробег по
дорогам полигона, то «звук» оценивали инструментально, по уровню
внешнего шума, который издает автомобиль, катящийся на скорости 70 км/ч
с выключенным мотором. Самыми тихими оказались шины VS-22, а самыми
громкими — К-156.
И последний вид дорожных испытаний: выбег
со скорости 80 км/ч, то есть дистанция, которую проходит автомобиль до
полной остановки без помощи двигателя. Чем больше выбег, тем меньше
сопротивление качению шин и, следовательно, меньше расход топлива. Судя
по результатам наших замеров, сэкономить бензин помогут шины К-156, а
вот покрышки Кама-301 и БЦ-24, наоборот, потребуют дополнительных
расходов на топливо.
Впрочем, лишние траты вызовут и те
шины, которые рано выйдут из строя. Испытания, проведенные в
лаборатории Научно-исследовательского института шинной промышленности,
свидетельствуют о том, что шины К-156 и 31В могут служить в три раза
дольше, чем шины Matador MPS 115, и в шесть раз дольше, чем алтайские
покрышки А-12 Forward.
Принимая во внимание и потенциальную «ходимость» шин, приводим
результаты летних испытаний к единому результату — и выясняем, что
победитель летнего зачета — шины VS-22 Voltyre. А хуже всех на асфальте
выступили нижнекамские покрышки Кама-301.
Теперь остается
выявить лидера абсолютного зачета, сложив летнюю и зимнюю оценки. Это —
кировские шины К-170 Barguzin. Именно их мы и рекомендуем использовать
на Газелях и зимой, и летом. На втором месте с небольшим отставанием
расположились волжские шины VS-22 — тоже очень хороший вариант.
Покрышки БЦ-24 вызывают лишь опасения, особенно на зимней дороге: шансы
стать участником сводки происшествий особенно высоки. А главное —
пассажиров жалко. Они-то ни в чем не виноваты...
Результаты испытаний |
Параметры |
Влияние на общую оценку |
A-12 Forward Professional |
БЦ-24 Rosava |
31B Voronezh Start |
К-156 Amtel Cargo AS |
K-170 Barguzin |
Kама-301 |
Matador MPS 115 Variant 2 |
VL-54 Voltyre |
VS-22 Voltyre |
Летние свойства |
Тормозные свойства на мокром асфальте |
20% |
8 |
6 |
8 |
10 |
10 |
6 |
9 |
9 |
10 |
Управляемость на мокром асфальте (маневр «поворот») |
15% |
10 |
8 |
7 |
6 |
9 |
9 |
7 |
9 |
8 |
Тормозные свойства на сухом асфальте |
10% |
10 |
8 |
7 |
8 |
9 |
9 |
9 |
7 |
10 |
Управляемость на сухом асфальте (маневр «переставка») |
10% |
9 |
8 |
10 |
9 |
7 |
6 |
8 |
10 |
9 |
Надежность управляения автомобилем на сухом асфальте |
10% |
8 |
6 |
9 |
7 |
8 |
6 |
9 |
9 |
9 |
Плавность хода |
5% |
7 |
8 |
10 |
9 |
8 |
8 |
9 |
7 |
7 |
Акустический комфорт |
5% |
7 |
9 |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
8 |
10 |
Сопротивление качению (выбег) |
5% |
7 |
6 |
8 |
10 |
8 |
6 |
7 |
9 |
8 |
Ресурс |
20% |
4 |
8 |
10 |
10 |
8 |
8 |
6 |
8 |
8 |
Общая оценка по летним свойствам |
100% |
7,7 |
7,4 |
8,5 |
8,6 |
8,6 |
7,3 |
7,8 |
8,6 |
8,9 |
Зимние свойства |
Тормозные свойства на льду |
25% |
8 |
6 |
5 |
6 |
8 |
6 |
8 |
8 |
7 |
Разгон на льду |
20% |
5 |
3 |
5 |
6 |
8 |
6 |
6 |
6 |
7 |
Тормозные свойства на снегу |
20% |
8 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
Разгон на снегу |
15% |
8 |
3 |
4 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
8 |
Управляемость на снегу (время прохождения трассы) |
10% |
6 |
3 |
5 |
4 |
8 |
6 |
7 |
6 |
5 |
Надежность управления автомобилем на скользкой дороге |
10% |
6 |
4 |
6 |
3 |
6 |
7 |
7 |
6 |
7 |
Общая оценка по зимним свойствам |
100% |
7,0 |
4,5 |
5,4 |
5,6 |
7,8 |
6,7 |
7,1 |
6,7 |
7,2 |
Комплексная (суммарная) оценка по зимним и летним свойствам |
|
14,7 |
11,9 |
13,9 |
14,2 |
16,4 |
14,0 |
14,9 |
15,3 |
16,1 |
На барабане
Оценить «ходимость» шин мы решили в лаборатории Научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП).
На стенд устанавливается шина, которая прижимается к барабану с
20-процентной перегрузкой (1080 кгс). Затем барабан раскручивается до
«линейной» скорости 90 км/ч — и работает до тех пор, пока шина не
выйдет из строя. Индикатором предельного износа шины служит нарушение
ее герметичности вследствие разрыва корда или отслоения протектора.
По результатам этих испытаний не стоит судить об износостойкости
протектора, но они помогают оценить надежность силовой конструкции.
Если покрышки прошли на стенде около 30 тысяч километров (модели К-156
и 31В), то в реальной эксплуатации они вряд ли выйдут из строя по
причине разрыва каркаса или искривления корда. Скорее всего, поводом
для их замены станет износ протектора. А вот шины A-12 Forward вряд ли
доживут до индикаторов износа: слабовата конструкция.
|
|
|
Самые
прочные шины крутились на стенде в течение двух недель без остановок. А
вот алтайские покрышки вышли из строя на третий день испытаний |
У шин Кама-301 слабым местом оказалась боковина
|
А украинские шины БЦ-24 при том же пробеге начали терять «шашки» протектора
|
К-170 Barguzin - Комплексная оценка: 16,4
Размерность |
185/75 R16C |
Индекс скорости |
Q (160 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104/102 (900/850 кг) |
Конструкция |
радиальная, камерная |
Масса (с камерой), кг |
11,3 |
Глубина рисунка протектора, мм |
8,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
68 |
Производитель |
Кировский шинный завод (Амтел-Поволжье) |
Удивительно,
что шины Баргузин, не имея маркировок M+S или All Seasons, оказались
лучшими в зимней части испытаний. На льду и на укатанном снегу Газель
уверенно разгоняется и тормозит. И в повороте «зацеп» что надо!
Кировские шины облегчают прогноз поведения автомобиля на скользкой
дороге, «очищают» реактивное действие на руле, что помогает безопасно
вести Газель по скользкой извилистой трассе. На «горной» дороге
автомобиль на шинах К-170 показал лучшее время!
И на
асфальте кировские шины выступили достойно — особенно хороши их сцепные
свойства на мокром покрытии. Как на прямой (минимальный тормозной
путь), так и на виражах (второй результат выполнения маневра
«поворот»). Но на сухом асфальте, при значительных боковых нагрузках
шины К-170 работают хуже: выполнить «переставку» на высокой скорости
помешали чрезмерные уводы. Как следствие — низкая чувствительность на
повороты руля и запаздывания. Недостаток поперечной жесткости каркаса
повлиял и на плавность хода — на кировских шинах груженая Газель
уверенно «глотает» мелкие неровности, но больше, чем на других
покрышках, раскачивается из стороны в сторону на волнах асфальта.
Если «переобувать» Газель сейчас, в преддверии зимы, то шины К-170 Barguzin — лучший вариант.
+ |
- сцепные свойства на льду и снегу
- управляемость на снегу
- сцепные свойства на мокром асфальте
|
- |
- управляемость на сухом асфальт
|
Даже несмотря на отсутствие маркировки
All Seasons, это лучшие всесезонные шины
VS-22 Voltyre - Комплексная оценка: 16,1
Размерность |
185/75 R16C |
Индекс скорости |
N (140 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104/102 (900/850 кг) |
Конструкция |
радиальная, камерная, всесезонная (с индексом All Seasons) |
Масса (с камерой), кг |
12,2 |
Глубина рисунка протектора, мм |
10,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
65 |
Производитель |
Волжский шинный завод (Волтайр-Пром) |
Шины
Волжского завода уверенно выступили в летней части испытаний. Как на
мокром, так и на сухом асфальте Газель хорошо тормозит, уверенно
поворачивает и объезжает препятствие. В «мокром» повороте Газель даже в
скольжении продолжает реагировать на довороты руля, что помогает
сохранять контроль над автомобилем. Но с комфортом не все так гладко: с
одной стороны, это самые тихие шины в тесте, но с другой, они слишком
жестко реагируют на мелкие неровности. Все швы и стыки асфальта
отдаются ударами на руле.
На зимней дороге шины VS-22
порадовали сцепными свойствами на снегу: время разгона — лучшее в
тесте! На льду тоже не было проблем с разгоном. Но в скользком повороте
шины сдают позиции: на «горной дороге» — третий результат с конца.
Странно, ведь серьезных проблем с управлением не возникает: реакции
прогнозируемые, скольжения умеренные. А скорость все же низкая…
Впрочем, это не помешало шинам VS-22 занять второе место. А на асфальте они и вовсе лучшие.
+ |
- тормозные свойства на сухом и на мокром асфальте
- акустический комфорт
- продольные сцепные свойства на снегу
|
- |
- плавность хода
- управляемость на снегу
|
Лучшие шины на асфальте,
но и зимой не подведут
VL-54 Voltyre - Комплексная оценка: 15,3
Размерность |
185/75 R16C |
Индекс скорости |
Q (160 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104/102 (900/850 кг) |
Конструкция |
радиальная, камерная, всесезонная (с индексом All Seasons) |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
68 |
Масса (с камерой), кг |
12,0 |
Производитель |
Волжский шинный завод (Волтайр-Пром) |
На
боковинах этих шин есть милая надпись: «Гармония». Но результаты наших
испытаний полной гармонии не выявили. Неплохо выступив на мокром
асфальте, шины показали максимальный тормозной путь на сухом покрытии.
Тут же выдали высокую скорость на «переставке», заслужив одобрение
экспертов за точные и относительно быстрые реакции на повороты руля.
Но, похоже, такая острота далась ценой снижения комфорта: на мелких
неровностях Газель на шинах VL-54 заметно вздрагивает. Но при этом
очень хорошо катится — «Гармония» поможет сэкономить топливо, особенно
при больших пробегах.
В зимней части испытаний шины VL-54
порадовали минимальным тормозным путем на льду, неплохо выступив и в
остальных снежно-ледяных дисциплинах, немного уступив конкурентам лишь
в торможении на снегу.
Пусть полной гармонии нет, но мы все же вполне уверенно рекомендуем шины VL-54 как для летней, так и для зимней эксплуатации.
+ |
- управляемость на сухом асфальте
- сцепные свойства на льду
- низкое сопротивление качению
|
- |
- плавность хода
- тормозной путь на сухом асфальте
|
Потребительские качества сбалансированы
не лучшим образом, но противопоказаний
не выявлено
Matador MPS 115 Variant 2 -
Комплексная оценка: 14,9
Размерность |
185/75 R16C |
Индекс скорости |
Р (150 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104/102 (900/850 кг) |
Конструкция |
радиальная, бескамерная, всесезонная (с индексом M+S) |
Глубина рисунка протектора, мм |
10,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
72 |
Масса, кг |
11,1 |
Производитель |
СП Матадор-Омскшина |
Шины
Matador привлекают не только названием, но и симпатичным рисунком
протектора и аккуратным внешним видом. Ни резинового облоя, ни грубой
«щетины», которая снижает товарную привлекательность шин-конкурентов.
Но результаты теста вновь убеждают, что привлекательная внешность — еще
не все. На асфальте показатели весьма средние: в мокром повороте
автомобиль рано скользит наружу и не реагирует на подруливания. На
сухом покрытии при выполнении «переставки» шинам не хватает боковой
жесткости, что мешает выполнить маневр на более высокой скорости.
Хорошо, что с торможением особых проблем не возникает.
Шины Matador оказались мягкими, но шумными.
А в зимних тестах выяснилось, что покрышки обеспечивают эффективное
замедление и неплохой разгон на льду. На извилистой трассе на счету шин
Matador второе время и высокий балл за надежность управления. Но
продольные сцепные свойства на снегу уже не тянут на индекс M+S.
Максимум — All Seasons.
Впрочем, больше насторожило то, что
на стенде шины Matador «намотали» в три раза меньше километров по
сравнению с «долгожителями». Похоже, совместные словацко-российские
шины слишком «нежны» для наших дорог и перегруженных Газелей.
+ |
- плавность хода
- сцепные свойства на льду
- управляемость на снегу
|
- |
- недостаточный ресурс
- шум
- управляемость на мокром асфальте
|
Внешне очень «аккуратные» шины,
но их ресурс оставляет желать лучшего
A-12 Forward Professional - Комплексная оценка: 14,7
Размерность |
185/75 R16C |
Индекс скорости |
Q (160 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104/102 (900/850 кг) |
Конструкция |
радиальная, камерная, всесезонная (с индексом All Seasons) |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
65 |
Масса (с камерой), кг |
11,9 |
Производитель |
Алтайский шинный комбинат |
По
рисунку протектора шины Forward Professional больше других напоминают
зимние, и неспроста: на снегу — минимальный тормозной путь и второй
результат в секторе разгона. Но на льду, на трассе управляемости
показатели скромнее — Газель неохотно заезжает в повороты, рано
скользит передними колесами наружу.
На мокром асфальте
Газель хорошо заходит на дугу и даже в скольжениях продолжает
реагировать на повороты руля. В итоге — максимальная скорость
выполнения маневра «поворот». Неплохо работают шины на «переставке»:
реакции в меру точные, в меру быстрые. Нет жалоб и на тормозные
свойства.
А вот с комфортом проблемы. Мало того что Газель
на шинах Forward пересчитывает всю дорожную «мелочь», так и на волнах
асфальта машина подпрыгивает сильнее, чем на других шинах. Но, как
выяснилось в лаборатории НИИШПа, прыгать этому «мячику» недолго: шина
не прошла и 5000 км — по каркасу поползли трещины. Не рекомендуем.
+ |
- сцепные свойства на снегу
- управляемость на мокром асфальте
- тормозные свойства на сухом асфальте
|
- |
- малый ресурс
- плавность хода
|
Все достоинства этих шин перечеркивает
минимальный ресурс
K-156 Amtel Cargo AS -
Комплексная оценка: 14,2
Размерность |
185/75 R16C |
Индекс скорости |
Q (160 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104/102 (900/850 кг) |
Конструкция |
радиальная, бескамерная |
Глубина рисунка протектора, мм |
10,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
68 |
Масса, кг |
10,5 |
Производитель |
Кировский шинный завод (Амтел-Поволжье) |
На
фоне отечественных конкурентов шины Amtel Cargo выделяются прежде всего
качеством изготовления. Об этом свидетельствует и максимальный выбег, а
значит, минимальное сопротивление качению. И, главное, более 30 тысяч
километров пробега на стенде! Правда, на фоне большого ресурса
остальные свойства шин Amtel Cargo выглядят бледно. Да, покрышки
обеспечивают эффективное торможение на мокром асфальте. Но в повороте
работают плохо: на входе в «мокрый» вираж автомобиль сначала
ввинчивается внутрь, а потом вдруг начинает скользить наружу и не
реагирует на корректирующие действия рулем.
На сухом асфальте Газель лучше слушается руля, но запаздывания реакций не позволяют выполнить «переставку» на высокой скорости.
Расхваливать комфорт тоже не с руки — хорошая плавность хода омрачена повышенным уровнем шума.
На зимних покрытиях шины Amtel Cargo демонстрируют умеренные сцепные
свойства и посредственные показатели управляемости: на «горной» дороге
Газель резко срывается в занос, на руле не хватает реактивного действия.
Зимой мы рекомендуем ездить на каких-нибудь других шинах — лучше
шипованных. А летом, несмотря на отдельные недостатки, можно поставить
и Amtel Cargo — служить будут долго.
+ |
- ресурс
- тормозные свойства на мокром асфальте
- низкое сопротивление качению
|
- |
- шум
- управляемость на мокром асфальте
- управляемость на снегу
|
Активная безопасность зимой невысока,
зато — максимальный ресурс и минимальное
сопротивление качению. Приз за экономичность!
Кама-301 - Комплексная оценка: 14,0
Размерность |
185/75 R16C |
Индекс скорости |
N (140 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104/102 (900/850 кг) |
Конструкция |
радиальная, бескамерная, вcесезонная (с индексом All Seasons) |
Глубина рисунка протектора, мм |
10,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
68 |
Масса, кг |
10,9 |
Производитель |
Нижнекамскшина |
Шины
Кама-301 насторожили очень нестабильными показателями. На сухом
асфальте — третий результат в торможении, но с появлением воды на том
же участке дороги тормозной путь вырос на 6,5 метра. В реальной
эксплуатации такая разница между «сухими» и «мокрыми» тормозами просто
опасна! В повороте на мокром асфальте шины работают чуть лучше —
испытателю удалось показать неплохой результат при выполнении маневра
«поворот». Но справиться с автомобилем на такой скорости ой как
непросто — Газель скользит, практически не реагируя на управление.
На сухом асфальте в аварийную ситуацию на шинах Кама-301 тоже лучше не
попадать: и без того низкая чувствительность рулевого управления
становится еще ниже, водитель просто не успевает повернуть руль на
нужный угол, чтобы избежать столкновения с препятствием. На
«переставке» — самая низкая скорость и минимальная оценка за надежность
управления.
По части комфорта, равно как и ресурса, средний
уровень, но сопротивление качению высокое — сэкономить топливо с такими
шинами не получится.
Зато зимой шины Кама-301 помогут
избежать неприятностей. Особенно на снегу, где они обеспечивают и
хороший разгон, и эффективное торможение, и высокую скорость на
извилистой заснеженной трассе.
Конечно, шины Кама-301
требуют модернизации — в первую очередь это касается состава резиновой
смеси, которая плохо работает на мокром асфальте. А вот рисунок
протектора лучше не трогать — для снега он хорош.
+ |
- сцепные свойства на снегу
- управляемость на снегу
|
- |
- тормозные свойства на мокром асфальте
- управляемость на сухом асфальте
- высокое сопротивление качению
|
Хороши для снега, но для езды по сухому
асфальту лучше выбрать другие шины
31В Voronezh Start - Комплексная оценка: 13,9
Размерность |
185/75 R16C |
Индекс скорости |
Q (160 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104/102 (900/850 кг) |
Конструкция |
радиальная, камерная, всесезонная (с индексом All Seasons) |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
68 |
Масса (c камерой), кг |
10,3 |
Производитель |
Воронежский шинный завод (Амтел-Черноземье) |
Интересный
протектор! Блоки рассечены серповидными канавками, которые теоретически
должны эффективно бороться с аквапланированием. Но на влажном асфальте
рисунок протектора уже не столь важен — здесь основную роль играет
состав резиновой смеси. И он у воронежских шин, похоже, не из лучших:
Газель плохо тормозит, рано начинает скользить передней осью в «мокром»
повороте и почти не реагирует на подруливания. На сухом асфальте
тормозной путь тоже великоват, зато на «переставке» воронежские шины
неожиданно показали лучший результат в тесте! Похоже, разработчики, не
особо утруждая себя подбором резиновой смеси, «угадали» с конструкцией
каркаса — груженая Газель хорошо реагирует на быстрые повороты руля и
легко объезжает препятствие. Еще одним тому подтверждением стали
результаты лабораторных испытаний — покрышка 31В «пробежала» на стенде
без малого 30 тысяч километров.
Третий козырь шин 31В —
отменная плавность хода. Газель и мелких неровностей не замечает, и на
волнах асфальта раскачивается меньше.
Но на зимней дороге —
одни «проколы»: тормозной путь на льду на девять метров длиннее, чем у
лидера в этом виде испытаний! На снегу протектор с «модными» канавками
работает плохо: и при разгоне, и при торможении — второй результат с
конца. На зимнюю дорогу лучше не выезжать. С некоторыми оговорками эти
шины можно рекомендовать лишь для летней эксплуатации.
+ |
- ресурс
- плавность хода
- управляемость на сухом асфальте
|
- |
- сцепные свойства на снегу и льду
- управляемость на мокром асфальте
|
Шины-долгожители,
но для зимней эксплуатации они не годятся
БЦ-24 Rosava - Комплексная оценка: 11,9
Размерность |
185/75 R16C |
Индекс скорости |
N (140 км/ч) |
Индекс грузоподъемности |
104/102 (900/850 кг) |
Конструкция |
радиальная, бескамерная, всесезонная (с индексом All Seasons) |
Глубина рисунка протектора, мм |
9,0 |
Твердость резины по Шору, ед. |
67 |
Масса, кг |
14,0 |
Производитель |
Росава (Украина) |
Всесезонные?
И на льду, и на снегу шины БЦ-24 беспомощны. Ни разогнаться, ни
затормозить. А какие коленца Газель выделывала на «горной» дороге! Чуть
больше газа — и маршрутка встает поперек дороги. Не успел сделать выпад
рулем в сторону заноса, а автомобиль уже уткнулся бампером в сугроб.
Хорошо, снег был мягкий…
На асфальте эти шины радуют только
низким уровнем шума и приемлемой плавностью хода. В остальных видах
испытаний показатели более чем скромные. Тормозит Газель плохо,
особенно на мокром асфальте. Управляется так себе — на «переставке»
эксперт крутил руль до боли в руках, чтобы компенсировать большие уводы
и, как следствие, вялые реакции автомобиля. И хотя препятствие все же
удалось объехать на скорости 79,8 км/ч, но какой ценой! Обычному
водителю маршрутки потребовались бы долгие тренировки.
Катятся шины БЦ-24 плохо: выбег минимальный, что означает повышенный
расход топлива. Да и показатели долговечности не самые лучшие — в ходе
испытаний на беговом барабане кусок протектора оторвался через 17 тысяч
километров пробега.
Веских аргументов для покупки шин БЦ-24 нет. Особенно в преддверии зимы.
+ |
|
- |
- крайне низкие сцепные свойства на снегу и льду
- управляемость на снегу
- сцепные свойства на сухом и мокром асфальте
- низкая надежность управления на сухом асфальте
|
Езда на таких шинах зимой сопряжена
с неоправданным риском. Да и летом единственное их достоинство — малый шум при качении (с) Газета Авторевю. Права на материал принадлежат исключительно
журналу Авторевю, и размещены на сайте исключительно для популяризации
данного издания.
|