Понедельник, 23.12.2024, 16:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории каталога
О шинах - интересные материалы [1]
Шинные заводы мира [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 33
Главная » Статьи » Информационные статьи » О шинах - интересные материалы

Десять миллиардов пузырьков - Японcкие зимние шины

Японcкие зимние шины? А знают ли в самой Японии о настоящей зиме? Знают! На посадку в аэропорт Асахикавы на Хоккайдо, самом северном острове Японии, огромный А-310 зашел не сразу — мешали снежные заряды. Снега здесь выпадает на треть больше, чем в Москве или Питере. Хватало снега и на испытательном полигоне T-Mary (расшифровывается как Takasu Motoring and Researching Yard) компании Yokohama рядом с Асахикавой. Там я и познакомился с новыми нешипованными покрышками Yokohama Ice Guard 30.

На первый взгляд, комплекс совсем небольшой: снежная и ледовая «взлетки» длиной по 350 и 150 метров соответственно плюс двухкилометровая закрученная трасса для оценки управляемости. Куда там японскому полигончику площадью всего 192000 м² до скандинавских — один огромный Test World в финском Ивало чего стоит...

Но разве дело только в размерах? Трасса для оценки управляемости великолепна: каждый новый поворот не похож на предыдущий, есть перепады высот и даже трамплин, который надо атаковать «под углом»! А глядя, как тщательно японцы обивают снег из-под арок нашего автобуса перед въездом на полигон, как нежно по ходу испытаний они «гладили» лед после каждого проезда, я начал верить в то, что хозяева могут сделать достойные зимние шины.

В Японии, как почти и во всей Западной Европе, шипы запрещены — поэтому Yokohama делает ставку на «фрикционные» зимние покрышки. Причем в основном на мягкие шины «скандинавского» типа, такие как Yokohama Ice Guard 20 (сокращенно iG20) — и новейшие шины Yokohama iG30. Дело в том, что на том же Хоккайдо дороги «до асфальта» не чистят, но перед светофорами посыпают укатанный снег гранитной крошкой, а рассолы используют только на крутых подъемах. И ничего, ездят — ни аварий, ни пробок, хотя машин много. Одна беда: в оттепель укатанный снег превращается в неровные ледяные «надолбы».

В этих условиях зимним шинам приходится еще хуже, чем подвескам. Чем ближе температура к нулю, тем больше воды образуется в зоне контакта шины со снегом или льдом — и тем меньше коэффициент сцепления. Становится скользко.


Так под микроскопом выглядят микропоры в резине зимних шин Yokohama. При более пристальном рассмотрении можно увидеть, что отверстия — трех типов...

Главная задача конструкторов шины — отвести воду, чтобы «зацеп» снова стал надежным, как при низких температурах, когда лед или снег в пятне контакта не тают и шина отталкивается от поверхности за счет многочисленных прорезей-ламелей. Кстати, если европейские шинники пограничной температурой между «водяным» и «ледовым» сцеплением считают 15 градусов мороза, то инженеры компании Yokohama ориентируются на другую цифру: минус шесть.

...образованные кристаллами силики...
...шарообразные пузырьки с твердыми стенками...
...и «слоеные» полости от кристаллов углерода

При конструировании шины iG30 ставка вновь была сделана на пористую смесь протектора. Однако по сравнению с iG20 увеличилась и «номенклатура» микрополостей, впитывающих воду, и их количество. Полости теперь трех типов. Во-первых, это поры в привычном представлении: в виде шарообразных пузырьков диаметром до 80 микрон с твердой стенкой. Их в три раза больше, чем в старой шине iG20: около девяти миллиардов на 16-дюймовую шину шириной 215 мм. Больше всего — самых маленьких полостей, образованных кристаллами силики размером не более 10 микрон, — их десять с половиной миллиардов! Как и микропузырьки, помимо «всасывания» воды из пятна контакта они работают в качестве микроламелей — когда этому не мешает слой воды, острые кромки улучшают сцепление с покрытием. Но есть еще полости в виде отпечатка «слоеных» кристаллов углерода — они самые крупные, до 300 микрон, и отвечают только за влагопоглощение.

Попутно японцы изменили и состав самой резины. Блоки протектора теперь не такие гибкие и не «играют» на асфальте и холодном льду, улучшая работу ламелей. А ламели, в свою очередь, стали трехмерными — количество их изгибов выросло втрое, чтобы они были менее подвержены «ломающим» нагрузкам.

В «пузырьковой» теории все красиво. А на практике?

На полигоне были машины и на новых шинах iG30, и на предыдущих — iG20. Но вот незадача: автомобили оказались разные, с разными типами привода, а шины — различной размерности! И заднеприводный Nissan Fuga на 19-дюймовых шинах iG20 шириной 245 миллиметров, и полноприводная Toyota Camry на 16-дюймовых шинах iG30 шириной 215 мм сюрпризов не преподнесли. Но оценивать нюансы при таком «сравнении», да еще на автомобилях с правым рулем...

И вот, вняв просьбам журналистов, японцы выкатили три одинаковые Тойоты Mark X. Молодцы! На одной были шины iG30, на другой — Michelin X-Ice предыдущей модели, а на третьей… Слики — с протектором без рисунка! Сказали, что эти слики специально «сварены» из «пористой смеси» старой модели iG20. Но не улыбайтесь! По крайней мере заезды убедили меня в том, что пузырьки действительно работают: тормозной путь с 50 км/ч на льду на «лысых» шинах оказался лишь метров на десять больше, чем у шин с ламелями и канавками. А именно тормозной путь на скользких покрытиях здесь считают самым важным параметром. Если летние покрышки Yokohama, как правило, имеют спортивный характер, а маркетинговая политика построена в основном на успехах в автоспорте, то приоритет для зимней линейки шин — безопасность.

Кстати, если в мире лишь одна из пяти проданных покрышек Yokohama — зимняя, то в России, наоборот, на долю летних шин марки приходится всего 40 процентов продаж. А два из трех покупателей зимней линейки выбирают именно нешипованные покрышки — на наш рынок они поставляются с филиппинского завода компании.


Снег на улицах японских городов не растапливают реагентами, а убирают. Гранитную крошку рассыпают только перед светофорами, но ни одной аварии за три дня я не видел. Зимние шины в Японии обязательны, причем шипы запрещены

С шинами Yokohama iG30 мы встретились еще раз — уже в подмосковных Мытищах, где на крытом катке прошла российская презентация покрышек. Но здесь, несмотря на одинаковые машины и даже присутствие современных конкурентов в виде шин Nokian Hakkapelliitta R и Michelin X-Ice 2, максимальная скорость ограничивалась «парковочными» 20 км/ч. Есть и еще один важный момент: как и шины iG20, покрышки новой модели получают мелкую диагональную насечку глубиной 0,1—0,2 мм на протекторе — такой «напильник» призван обеспечить сцепление в период обкатки шины, пока не «раскрылись» поры. А на обоих тестах на машинах стояли шины «с иголочки». Так что окончательные выводы отложим до полноценных сравнительных тестов.

Кстати, как в них выглядела модель-предшественница? Yokohama iG20? Бледно. По результатам наших испытаний (см. АР №17 и №18, 2008) эти шины смогли обойти лишь некоторые азиатские покрышки и одну отечественную модель. Но если поверить представленной информации о том, что по сравнению с моделью iG20 тормозной путь на льду и сухом асфальте уменьшился на 5%, а на влажном — на 10%, то шины Yokohama iG30 вполне смогут побороться если не с лидерами, то с крепкими «середнячками».

Что пока радует, так это цены: шины Yokohama iG30 на 30—40% дешевле, чем Hakkapeliitta R!


(с) Газета Авторевю. Права на материал принадлежат исключительно журналу Авторевю, и размещены на сайте исключительно для популяризации данного издания.

Категория: О шинах - интересные материалы | Добавил: Shurman (11.12.2008)
Просмотров: 2808 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024