Японcкие зимние шины? А знают ли в самой Японии о
настоящей зиме? Знают! На посадку в аэропорт Асахикавы на Хоккайдо,
самом северном острове Японии, огромный А-310 зашел не сразу — мешали
снежные заряды. Снега здесь выпадает на треть больше, чем в Москве или
Питере. Хватало снега и на испытательном полигоне T-Mary
(расшифровывается как Takasu Motoring and Researching Yard) компании
Yokohama рядом с Асахикавой. Там я и познакомился с новыми
нешипованными покрышками Yokohama Ice Guard 30.
На
первый взгляд, комплекс совсем небольшой: снежная и ледовая «взлетки»
длиной по 350 и 150 метров соответственно плюс двухкилометровая
закрученная трасса для оценки управляемости. Куда там японскому
полигончику площадью всего 192000 м² до скандинавских — один огромный
Test World в финском Ивало чего стоит...
Но разве дело
только в размерах? Трасса для оценки управляемости великолепна: каждый
новый поворот не похож на предыдущий, есть перепады высот и даже
трамплин, который надо атаковать «под углом»! А глядя, как тщательно
японцы обивают снег из-под арок нашего автобуса перед въездом на
полигон, как нежно по ходу испытаний они «гладили» лед после каждого
проезда, я начал верить в то, что хозяева могут сделать достойные
зимние шины.
В Японии, как почти и во всей Западной Европе, шипы запрещены — поэтому
Yokohama делает ставку на «фрикционные» зимние покрышки. Причем в
основном на мягкие шины «скандинавского» типа, такие как Yokohama Ice
Guard 20 (сокращенно iG20) — и новейшие шины Yokohama iG30. Дело в том,
что на том же Хоккайдо дороги «до асфальта» не чистят, но перед
светофорами посыпают укатанный снег гранитной крошкой, а рассолы
используют только на крутых подъемах. И ничего, ездят — ни аварий, ни
пробок, хотя машин много. Одна беда: в оттепель укатанный снег
превращается в неровные ледяные «надолбы».
В этих условиях зимним шинам приходится еще хуже, чем подвескам. Чем
ближе температура к нулю, тем больше воды образуется в зоне контакта
шины со снегом или льдом — и тем меньше коэффициент сцепления.
Становится скользко.
Так под микроскопом выглядят микропоры в резине зимних шин Yokohama.
При более пристальном рассмотрении можно увидеть, что отверстия — трех
типов...
Главная задача конструкторов шины — отвести воду, чтобы «зацеп» снова
стал надежным, как при низких температурах, когда лед или снег в пятне
контакта не тают и шина отталкивается от поверхности за счет
многочисленных прорезей-ламелей. Кстати, если европейские шинники
пограничной температурой между «водяным» и «ледовым» сцеплением считают
15 градусов мороза, то инженеры компании Yokohama ориентируются на
другую цифру: минус шесть.
|
|
|
...образованные кристаллами силики...
|
...шарообразные пузырьки с твердыми стенками...
|
...и «слоеные» полости от кристаллов углерода
|
При конструировании шины iG30 ставка вновь была сделана на пористую
смесь протектора. Однако по сравнению с iG20 увеличилась и
«номенклатура» микрополостей, впитывающих воду, и их количество.
Полости теперь трех типов. Во-первых, это поры в привычном
представлении: в виде шарообразных пузырьков диаметром до 80 микрон с
твердой стенкой. Их в три раза больше, чем в старой шине iG20: около
девяти миллиардов на 16-дюймовую шину шириной 215 мм. Больше всего —
самых маленьких полостей, образованных кристаллами силики размером не
более 10 микрон, — их десять с половиной миллиардов! Как и
микропузырьки, помимо «всасывания» воды из пятна контакта они работают
в качестве микроламелей — когда этому не мешает слой воды, острые
кромки улучшают сцепление с покрытием. Но есть еще полости в виде
отпечатка «слоеных» кристаллов углерода — они самые крупные, до 300
микрон, и отвечают только за влагопоглощение.
Попутно японцы изменили и состав самой резины. Блоки протектора теперь
не такие гибкие и не «играют» на асфальте и холодном льду, улучшая
работу ламелей. А ламели, в свою очередь, стали трехмерными —
количество их изгибов выросло втрое, чтобы они были менее подвержены
«ломающим» нагрузкам.
В «пузырьковой» теории все красиво. А на практике?
На полигоне были машины и на новых шинах iG30, и на предыдущих — iG20.
Но вот незадача: автомобили оказались разные, с разными типами привода,
а шины — различной размерности! И заднеприводный Nissan Fuga на
19-дюймовых шинах iG20 шириной 245 миллиметров, и полноприводная Toyota
Camry на 16-дюймовых шинах iG30 шириной 215 мм сюрпризов не
преподнесли. Но оценивать нюансы при таком «сравнении», да еще на
автомобилях с правым рулем...
И вот, вняв просьбам журналистов, японцы выкатили три одинаковые Тойоты
Mark X. Молодцы! На одной были шины iG30, на другой — Michelin X-Ice
предыдущей модели, а на третьей… Слики — с протектором без рисунка!
Сказали, что эти слики специально «сварены» из «пористой смеси» старой
модели iG20. Но не улыбайтесь! По крайней мере заезды убедили меня в
том, что пузырьки действительно работают: тормозной путь с 50 км/ч на
льду на «лысых» шинах оказался лишь метров на десять больше, чем у шин
с ламелями и канавками. А именно тормозной путь на скользких покрытиях
здесь считают самым важным параметром. Если летние покрышки Yokohama,
как правило, имеют спортивный характер, а маркетинговая политика
построена в основном на успехах в автоспорте, то приоритет для зимней
линейки шин — безопасность.
Кстати, если в мире лишь одна из пяти проданных покрышек Yokohama —
зимняя, то в России, наоборот, на долю летних шин марки приходится
всего 40 процентов продаж. А два из трех покупателей зимней линейки
выбирают именно нешипованные покрышки — на наш рынок они поставляются с
филиппинского завода компании.
Снег на улицах японских городов не растапливают реагентами, а убирают.
Гранитную крошку рассыпают только перед светофорами, но ни одной аварии
за три дня я не видел. Зимние шины в Японии обязательны, причем шипы
запрещены
С шинами Yokohama iG30 мы встретились еще раз — уже в подмосковных
Мытищах, где на крытом катке прошла российская презентация покрышек. Но
здесь, несмотря на одинаковые машины и даже присутствие современных
конкурентов в виде шин Nokian Hakkapelliitta R и Michelin X-Ice 2,
максимальная скорость ограничивалась «парковочными» 20 км/ч. Есть и еще
один важный момент: как и шины iG20, покрышки новой модели получают
мелкую диагональную насечку глубиной 0,1—0,2 мм на протекторе — такой
«напильник» призван обеспечить сцепление в период обкатки шины, пока не
«раскрылись» поры. А на обоих тестах на машинах стояли шины «с
иголочки». Так что окончательные выводы отложим до полноценных
сравнительных тестов.
Кстати, как в них выглядела модель-предшественница? Yokohama iG20? Бледно. По результатам наших испытаний (см. АР №17 и №18, 2008)
эти шины смогли обойти лишь некоторые азиатские покрышки и одну
отечественную модель. Но если поверить представленной информации о том,
что по сравнению с моделью iG20 тормозной путь на льду и сухом асфальте
уменьшился на 5%, а на влажном — на 10%, то шины Yokohama iG30 вполне
смогут побороться если не с лидерами, то с крепкими «середнячками».
Что пока радует, так это цены: шины Yokohama iG30 на 30—40% дешевле, чем Hakkapeliitta R!
(с) Газета Авторевю. Права на материал принадлежат исключительно
журналу Авторевю, и размещены на сайте исключительно для популяризации
данного издания.
|